Нас легко найти
Нас легко найти

Положение о библиотеке

 

1. Общие положения

 

 1.1. Настоящее положение определяет уровень  требований к библиотеке КГУ «Школа-гимназия» отдела образования акимата города Лисаковска.

1.2. В своей деятельности школьная библиотека руководствуется: 

Указами Президента Республики Казахстан и Постановлениями Правительства, определяющими развитие культуры, образования и библиотечного дела, инструктивно-методическими материалами вышестоящих органов по вопросам образования и библиотечного дела, учебными планами и программами школы-гимназии  и настоящим положением.

1.3. Деятельность школьной библиотеки организуется в соответствии с казахстанскими культурными и образовательными традициями. Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются на достижениях общечеловеческой культуры.

1.4. Библиотека является  структурным подразделением школы-гимназии, обеспечивающим литературой и информацией учебно – воспитательный процесс, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры.

1.5 Библиотека обладает универсальным фондом  литературы, которая предоставляется во временное пользование учащимся школы-гимназии, педагогическим работникам, техническому персоналу, жителям города. 

1.6. Библиотека доступна и бесплатна для читателей. 

1.7. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотекой определяются в правилах пользования библиотекой.

 

2. Задачи библиотеки

2.1. Комплектование фонда печатными и электронными изданиями в соответствии с профилем школы и информационными потребностями читателей.

2.2. Обеспечение доступа к местным, региональным, национальным и международным ресурсам, а также использование иных возможностей, которые позволяют знакомить читателей с различными идеями, мнениями и опытом. 

2.3. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.

2.4. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

 2.5. Развитие и поддержка в детях привычки и радости чтения и учения, а также потребности пользоваться библиотекой в течение всей жизни.

 2.6. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

 2.7. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

 

3. Функции библиотеки

3.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная.

3.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами. Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников. Фонд библиотеки состоит из книг, брошюр, периодических изданий, документов на нетрадиционных носителях информации: аудио-, видео-, кассет, CD – дисков.

3.3. Бесперебойное и оперативное библиотечное обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале и по межбиблиотечному абонементу.

3.4. Ведение справочно-поискового аппарата как на традиционных, так и на электронных носителях информации.

3.5. Совершенствование на основе анализа основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.

3.6. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учетом интересов пользователя. 

3.7. Информационно-библиографическое обслуживание с учетом запросов читателей.

3.8. Справочно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей.

3.9.Консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися (по расписанию, по плану) занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации. 

3.10. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых, массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг).

3.11. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования..

3.12. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

3.13. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

3.14. Исключение из библиотечного фонда непрофильной, дублетной, устаревшей по содержанию, ветхой  литературы в соответствии с действующими документами.

3.15. Взаимодействие с другими библиотеками.

3.16. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.

3.17. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей

3.18. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

3.19. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.

 

4. Управление. Структура и штаты.

Материально – техническое обеспечение

4.1. Руководство  и  контроль  за  деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы-гимназии, который несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки, создание необходимых условий для качественной и эффективной работы.

4.2. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает заведующая библиотекой, которая непосредственно подчиняется директору школы-гимназии  и является членом педагогического совета.

4.3. Заведующая библиотекой назначается приказом директора школы-гимназии  из числа лиц, имеющих специальное библиотечное образование.

4.4. Школа-гимназия обеспечивает библиотеку необходимыми благоустроенными помещениями для хранения учебников, книгохранилища, читального зала, оборудованными пожарной сигнализацией и запорными устройствами; инвентарем; техническими средствами; канцелярскими принадлежностями; библиотечной и оргтехникой.

4.5. Расходы на содержание библиотеки предусматриваются в общей смете расходов школы-гимназии.

4.6. Директор школы-гимназии обязан обеспечить регулярное финансирование на приобретение литературы и другие расходы в соответствии с установленными нормативами. Используются также и спонсорские вложения.

4.7. Библиотека строит свою работу на основе плана, составленного с учетом норм времени на библиотечные процессы. План библиотеки является частью общего годового плана школы-гимназии.

4.8. Библиотека ежегодно предоставляет статистический отчет о проделанной работе дирекции школы-гимназии  и ГорОО.

4.9. Сотрудники библиотеки систематически повышают квалификацию на семинарах, курсах повышения квалификации, путем самообразования, а также используя другие формы повышения квалификации.

4.10. В целях качественного комплектования фонда и для изучения передового опыта библиотек и повышения квалификации библиотекарям выделяется один методический день в неделю (четверг). Этот день используется для посещения семинаров, совещаний библиотекарей, работы с документацией.

4.11. Режим работы библиотеки устанавливается в соответствии с трудовым законодательством,  расписанием работы школы-гимназии, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

 4.12. Один раз в месяц (последний день месяца) в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей.

4.13. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами.

 4.14. За активную работу сотрудники библиотеки могут представляться к наградам, знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры

4.15 Библиотечные работники совместно с директором школы-гимназии несут материальную ответственность за сохранность фонда и имущества в соответствии с действующим законодательством.

4.16 Библиотечные работники могут входить в общественные профессиональные организации для защиты своих профессиональных прав.

 

5. Права и обязанности библиотеки

Библиотечные работники имеют право:

5.1. Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с задачами, приведенными в настоящем положении.

5.2. Разрабатывать правила пользования библиотекой.

5.3. Устанавливать в соответствии с правилами пользования библиотекой вид и размер компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки.

5.5. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам работы школы-гимназии.

5.6. На поддержку со стороны региональных органов образования и администрации школы-гимназии в деле организации повышения квалификации работников библиотек, создания необходимых условий для их самообразования, а также для обеспечения их участия в работе методических объединений библиотечных работников, в научных конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам библиотечно-информационной работы.

5.7. На участие в работе общественных организаций.

5.8. На дополнительные денежные выплаты, предусмотренные законодательством.

5.9. На ежегодный отпуск в 30 календарных дней 

Библиотечные работники несут ответственность за:

5.11. Соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством РК о труде и коллективным договором школы-гимназии.

5.12. Выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.

5.13. Сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.